Чеурин Геннадий Семенович - руководитель Уральского Учебного Центра по предотвращению природных и социальных экстремальных ситуаций, Руководитель научно-методических программ молодёжной учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь», Руководитель Центра экологического выживания и безопасности (г. Екатеринбург). Действительный член Русского географического общества с 1984 года, Почетный полярник.
Русский, - в нашем понимании, представитель любого из более чем 250-ти народов, населяющих наше пространство жизненное.
К сожалению, в последние столетия для России искажено само понятие – пространство. Для Европы, Россия (как и все другие сопредельные страны СНГ) представляются цивилизацией «восточной». Восток же считает эти страны «западными». Для «евразийцев» Россия – соединение двух частей, Восток-Запад.
Реально же Россия – это Север (!!!), т.е. третий тип цивилизации, структурно объединяющий все три.
И предполагающий принципиальный отказ от «привычного» уже за последние четыре тясячи лет (!!!) «военного» варианта разрешения противоречий,
Россия имеет, как минимум, девятнадцать принципиальных отличий как от Запада, так и от Востока.
В вечном споре на тему «Как нам обустроить Россию» самый главный вопрос: «Чем же Россия в принципе от других стран отличается?».
«...Знаменитый русский характер...», «...загадочная русская душа...» - об этом говорят много, чаще с сарказмом. Однако «умом» Россию понимать все-таки надо. Тем более это необходимо сейчас, когда границы открылись, когда многие народы едут к нам, искренне желая нас понять. И надо уметь объяснить иноземцу, кто же мы такие есть, чем отличаемся от других.
Наши отцы и деды свои бои Великой Отечественной, Слава Богу, выиграли…! Честь им и Слава вечная..! Но вот победили то они в полной уверенности, что живут они (и дети их и внуки будут жить) в самой великой и прекрасной Державе, - Руси Святой.
Однако, достойно ли нам, детям и внукам героев, жить исключительно за счёт их Славы ?
Может, давно пришло время нам и свои Победы одерживать ? Сможем ли мы честно посмотреть в глаза Великим Предкам, когда придётся встретиться нашим душам бессмертным ? Выиграем ли мы свою, на этот раз, - информационно - «вежливую» войну ?
Истинный патриотизм, без которого о победах нет смысла даже разговор начинать, как бы то ни было, начинается с осознания уникальности, как своей земли, на которой вырос, общества, в котором пребываешь, так и семьи, которая тебя взрастила….! А также, - и гордости за уникальность свою личную.
И если есть осознание, что данная уникальность личная, - всего лишь следствие уникальностей главных, державных, то сами разговоры о воспитании патриотизма становятся примитивными и даже лишними. Всё становится «и ребёнку понятно»…!
Чем же в России наша, русская, многонациональная земля, и, следовательно, мы, «русичи» от других отличаемся? Об этом и предлагаем беседу начать.
Вся история Руси, по факту – суть череда путешествий: как боевых, так и мирных (освоение Севера, Сибири и Русской Америки и др.). В сверхсложных условиях передвижения наиболее часто возникало явление, определяемое как когнитивный диссонанс, т.е., факт рассогласования новых и старых знаний (опыта) в сознании человека.
Имеются три стандартных способа преодоления этого состояния: 1) проигнорировать новую информацию (человек вообще не воспринимает новое, «не замечает» информацию, которая противоречит его знаниям, опыту); 2) отвергнуть новую информацию (человек не верит новой информации и на этом основании сознательно отвергает ее); 3) объединить новую информацию со старыми знаниями, опытом (человек перестраивает свои старые знания).
Данные рекомендации явно разработаны для прогнозируемых обстоятельств и, как правило, с двумя вариантами возможных решений. Если носителями этих вариантов являются представители различных культур, то при отсутствии навыков квалифицированного поведения в конфликтах, высока вероятность противостояния, вплоть до вооружённого.
Занимаясь проблемами выживания в экстремальных ситуациях – событиях, где каждая лишняя минута конфликта между людьми может стоить жизни, автор часто наблюдал, как «нечто заранее припасённое», не годится. Договорённость, достигнутая накануне, «на берегу», становится бессмысленной, т.к. обстоятельства изменились. Попытки найти вдвоем оптимальное решение и приводят к когнитивному диссонансу.
Потому и не прекращаются уже много столетий на планете войны, бунты и революции. И Российские подобные события привлекают пристальное внимание всего мира. Реально, российского могущества боятся.
Нынешние опасения западного мира основаны на ложном представлении, что Россия, «захватив первенство» в мире, будет вести себя по «американскому» принципу лидерства. Россия же стремится к роли «ведущего», но не по принципу единоличного доминирования, а по способности разместить всех в творческом кругу.
К сожалению, в последние столетия, для России искажено само понятие – пространство. Для Европы, Россия (как и все другие страны СНГ) представляются цивилизацией восточной. Восток же считает эти страны западными. Для «евразийцев» Россия – соединение двух частей, Восток-Запад. Реально же Россия – это Север (!!!), т.е. третий тип цивилизации, объединяющий все три. По этой причине, в будущем международном пространстве «диалог культур», как исчерпавший себя, будет заменён на ТРИалог. Пример ТРИалога мы уже имеем [Лавров, 2014, 2].
Да и фактически, будущее мира трёхполярно – Запад-Восток-Россия.
Россия, несомненно, организует триалистический круг, и сама будет в нём равной. Таким же равным будет в этом кругу Запад. Более того, упомянутый нами проверенный временем положительный опыт традиции предполагает вполне конкретное количество присутствующих сторон – не менее трех (причём, обязательно нечетное число, но не более девяти).
Любой иной вариант гарантированно ведёт к неработоспособности принятого решения. Абсолютно независимо ни от интеллектуального уровня собравшихся, ни от квалификации исполнителей, ни от размера вложенных в предстоящую реализацию средств.
В сущности, нам удалось, несмотря на грандиозные потери духовные и физические, сохранить корневую русскую, многонациональную, многоконфессиональную и многоосновную [Н.Я. Данилевский, 1] культуру. В которой, подчеркнём, ни одно из первичных предложений принятым быть не может. Решение придёт четвёртым, приемлемым для всех.