Сафиоллин Алексей Маулитжанович, директор института нравственной культуры, действительный муниципальный советник 1 класса. Почетный строитель РФ.
1. Уважаемые участники форума в первую очередь хочу искренне поблагодарить организаторов Форума «Народное образование» от коллектива Института нравственной культуры и всех наших ученых из Академии экосоциальных технологий за приглашение выступить перед выдающимися представителями советской и российской педагогики, практиками просвещения, обучения и воспитания. Коллектив Института нравственной культуры принимал самое активное участие в разработке проекта Указа Президента Росси № 809.
Наши эксперты подготовили проект этого Указа и разослали его во все субъекты Российской Федерации. Была получена положительная обратная связь, а результаты отзывов были предоставлены руководству нашей страны.
В итоге 9 ноября 2022 Президент Российской Федерации подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим цели, задачи, а также инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.
Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
2. Чем исторический смысл этого указа?
ЭТО ПУТЬ В БУДУЩЕЕ…
он ведет к примату духовного над материальным, начинается этот великий духовно-нравственный путь именно здесь и сейчас. Он должен быть безопасным, плавным и постепенным, а нравственное экоповедение и воспитание поможет избежать в ближайшем будущем новых социальных взрывов и, катастрофических военных конфликтов за передел материальных ресурсов не только в России, но и на всей плане Земля. Как и все серьезные реформы, которые не ведут к революциям они должны быть обеспечены:
ИДЕОЛОГИЧЕСКИ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ,
ИНФОРМАЦИОННО.
Реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии – это важнейшая задача сегодняшнего дня!
Культ материальных ценностей превратил человека в инструмент добычи благ для узкой группы социопатов.
Мыслители называют эту эпоху постмодерном, когда «субъект умер», то есть человек перестал влиять на свою жизнедеятельность. Его превратили в инструмент личного обогащения в интересах мизерной группы социальных паразитов. Что, кстати и отмечает в своем последнем выступлении Секретарь Совета Безопасности России Николай Платонович Патрушев.
Социопаты – это лица без совести, утратившие чувство нравственности и сопереживания другим людям. Для этих субъектов все люди не представляют никакой ценности.
Эта эксплуатация осуществляется за счет навязывания обществу и всем государствам мира деструктивных идей, примитивного мировоззрения, построенного на примате материальных ценностей над духовно-нравственными воззрениями и идеалами \ это и есть так называемая ИДЕОЛОГИЯ – ТЕХНОЛОГИЯ СВЕРХВЛАСТИ ДЕНЕГ.
Человек не представляет ценности, люди гибнут за металл, служат Золотому тельцу, поражены деструктивной идеологией веры в деньги как в Бога.
НО выход из безнравственного тупика истории найден.
Указ Президента России № 809 является неотложной мерой обеспечения национальной безопасности страны.
Это дело всех и каждого.
Особую роль в исполнении этого указа играет научно-педагогическая общественность России, государственные органы управления образованием и просвещением.
Задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:
- поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде в том числе и этот ФОРУМ «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в котором мы сегодня участвуем;
Правовыми инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
Совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
Разработка органами публичной власти документов стратегического планирования с учетом целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
Основными организационными инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
Разработка органами публичной власти планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
Оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;
Мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
Осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
Привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
Научно-аналитическими инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:
Проведение исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов;
Разработка методических рекомендаций по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
3. Проведение государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей ориентировано на формирование высоконравственной личности.
Это формирование осуществляется путем нравственного воспитания, направленного на формирование социально-важных качеств личности, отражающих традиционные ценности.
Не менее важна работа и по формированию у нравственных граждан России актуальных знаний и учений, таких, например как умение трудиться. В созидании для других порождается дух человека, укрепляется его душа в служении обществу.
Воспитанный в нравственном отношении и обученный актуальным знаниям и умениям гражданин будет в состоянии реализовать свой потенциал.
Он будет готов к мирному созиданию, а если потребуется к защите Отечества по первому зову народа, Президента и правительства страны.
Воспитанные нравственные граждане России, нравственные государственные служащие постепенно преодолеют существующие проблемы.
Они найдут решения, и смогут адекватно ответить на новые вызовы исходя из традиционных ценностных ориентиров, составляющих нравственное мировоззрение, для которого характерен приоритет духовного над материальным.
Духовность возникает в каждом человеке, когда он созидает для других.
Образование является государственно-общественным процессом по своей сути. Оно традиционно подразделяется на обучение и воспитание. Воспитательный блок из-за воздействия деструктивной идеологии, выпал из системы образования. Теперь этот блок подлежит восстановлению и наполнению содержанием, определенным Указом Президента России № 809.
Организация системы нравственное воспитания граждан – это первое направление приведения образования в соответствие с требованиями Указа Президента России № 809.
Обучение актуальным знаниям и умениям, адекватным вызовам и угрозам безопасности российского общества, государства, каждого гражданина страны – это второе направление совершенствования системы образования в России.
По сути, это и есть формула образования будущего, которую определил Президент России: воспитывать нравственных и способных к мирному созиданию и защите Отечества граждан Российской Федерации.
4. Учитывая особое стратегическое значение Указа № 809 (по сути это глобальный проект – нравственный путь России и всего человечества), целесообразно объединить активную часть российской научно-педагогической и законотворческой общественности, выступающих носителями традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Форма этого объединения может быть разной. Важно, чтобы все мы приняли участие в дальнейшей профессиональной дискуссии, направленной на обоснование законотворческих инициатив по приведению российской системы образования в соответствие с требованиями Указа Президента России № 809.
Например, это могут быть открытые рабочие группы при федеральных органах государственной власти, осуществляющие следующие мероприятия:
1. Подготовка проектов обоснований подзаконных актов и планов мероприятиях в сфере образования, направленных на реализацию Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года.
2. Взаимодействие с государственными органами законодательной власти по принятию поправок в федеральное законодательство, отвечающих требованиям Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года.
3. Взаимодействие с государственными органами исполнительной власти по исполнению обновленного федерального законодательства, отражающего требования Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года.
4. Мониторинг исполнения Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года путем использования отечественных экологических цифровых платформ.
5. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров, которые в соответствии со своими должностными обязанностями должны исполнять требования обновленного федерального законодательства в духе Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года.
6. Восстановление системы государственного управления в стране, вывод государства из деструктивного имитационного режима, создание нравственной атмосферы на территории Российской Федерации и на этой базе начало работы с международным сообществом для усиления международного престижа Российской Федерации.
7. Защита законных прав и интересов инвесторов в человеческий потенциал и новые технологии нравственного и трудового воспитания граждан страны, формирование профессионального важного качества «чувство долга и личной ответственности за порученное дело». Российские граждане, обладая таким профессионально-важным качеством, смогут сформировать нравственную атмосферу не только в России, но и на территории всей планеты Земля.
Подобная форма работы уже апробирована в Ханты-Мансийском автономном округе. Там на уровне заместителя губернатора автономного округа в январе 2023 года была создана рабочая группа по разработке Плана мероприятий по исполнению Указа Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года. С привлечением лучших экспертов такой план был разработан, широко обсужден с общественностью региона и уже проходит процедуру согласования.
Опираясь на этот передовой опыт и нам следует объединяться и продолжать аналогичную работу во всеми органами государственной власти, осуществляющими государственное управление, реализующими государственную политику в сфере образования, просвещения, науки, культуры, здравоохранения и так далее.
Основными направлениями реформирования образования в РФ являются:
Придать обучению и воспитание с помощью дискурсивно-оценочных методик нравственное координирующее начало, обучение должно носить экспериментальный, прикладной социально-направленный созидательный и дискурсивный характер.
Духовно-нравственный характер образования мотивирует к пониманию нравственных ориентиров, обучению и воспитанию детей, составляет основу рационального мышления и поведения, отражающегося в глобальном нравственном правиле: не вредить себе, другим людям, окружающей среде, ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды обитания мыслью, словом, делом.
Оценки результатов и уровней образования учащихся должны быть многоплановыми, включать себя индивидуальные, групповые и коллективные оценки, тестирование как итоговый метод оценки уровня образования не может являться основным методом контроля.
Каждое учебное заведение должно иметь учебно-производственные мастерские и предприятия. Дети должны приучаться к физическому труду, и получать за результаты своего труда морально-психологическое и денежное вознаграждение. Привычка трудиться составляет основу человека будущего. Итогом общего среднего образования должно стать получение квалификации помощника рабочего и труженика сельского хозяйства, охотника, рыболова и так далее.
Концепция Образования Будущего
ПОЗНАНИЕ – философская категория, включающая в себя следующий понятийный ряд:
объект познания – явление природы, человеческих взаимоотношений, на котором может сосредоточиться внимание человека;
субъект познания – человек, способный и готовый обращать внимание и анализировать объект познания, выделять в нем главные и второстепенные характеристики, синтезировать эти характеристики с другими объектами познания, обсуждать, оценивать совместно с другими людьми результаты синтеза и анализа объекта познания;
проявление устойчивого интереса к объекту познания, обеспечиваемое рефлексом любознательности;
внутренний мыслительный процесс в сознании человека, направленный на установление причинно-следственных связей и качественных характеристик объекта познания с целью принятия решения об использовании этого объекта в созидательных личных и общественных целях.
Познавая, человек обсуждает с другими людьми, оценивает результаты своего размышления об объекте познания. Важным элементом познания является эксперимент, когда человек один объект познания наблюдает во взаимодействии с другим объектом, чтобы выявить невидимые ранее свойства объекта.
Процесс познания носит иррациональную и рациональную формы. Иррациональная форма познания (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) базируется на интуиции, верованиях, воображении человека. Это базовая форма восприятия действительности для всего населения Земли за редким исключением. Иррациональное познание основано на интуитивном восприятии и отражении действительности. В основе иррационального мышления лежит импульсивное принятие решений, сформированное на эмоциях, самоощущении и чувствах.
Благодаря иррациональной форме познания существуют целые иерархические структуры в виде властных и религиозных организаций, которые воспроизводят индивиды, эксплуатирующие иррациональную форму мышления человека.
«Зачем думать, когда о тебе думает начальник. Лучше подчинятся ему, так проще жить»; «Есть высшая сила, которая создала этот мира, имя этой силы Бог, или Боги. У неё нужно просить прощение и будет спасение» - такая познавательная цепочка внутренних суждений человека отражает иррациональную форму познания окружающего мира. Иррациональное познание ведет человека к зависимости от более умных и безнравственных, социопатизированных субъектов (лиц, утративших совесть, чувство нравственности и сопереживания другим людям). Социопаты интуитивно уловили связь между своей властью и умственной скромностью граждан.
Например, «неурожаи можно переложить на внешних врагов, которые травят урожай». Так социопат, забравшись на вершину властной иерархии, уходит от ответственности за свою бесхозяйственность и жадность.
Бывает и так, что наоборот, можно показать через средства массовой информации картинки высоких урожаев, которых нет, и этим картинкам поверят умственно скромные граждане с иррациональной формой познаний действительности.
Иррациональное познание базируется на том, что человеку передают готовый образ объекта познания. Но часто в силу разных интересов, особенно в интересах целенаправленного оглупления граждан, образы объектов познания передаются в искаженном виде, как миф, легенда. История социопатов королей, развязавших грабительские войны с многочисленными кровопролитиями, передается как суть истории. Намеренно не обращается внимания на трудовую созидательную деятельность ремесленников и крестьян, тех, кто кормил и одевал.
Рациональное познание (от лат. rationalis – разумный) – мыслительный процесс, формируемый путем воспитания и обучения человека формулировать понятия и обобщать их в категории. Понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности. Абстрактно-логическое или понятийное мышление нужно целенаправленно формировать и развивать, демонстрируя ясные примеры понятий, обсуждая их с детьми и подростками, а также взрослыми учащимися. Наиболее адекватная педагогическая форма развития рационального познания – проблемное обучение.
С точки зрения задач современной школы традиционное обучение (в теории и практике) характеризуется следующими недостатками.
Во-первых, содержание образования и методы обучения не обеспечивают учащимся необходимый научный уровень знаний.
Во-вторых, традиционное обучение, обеспечивая учащихся системой знаний и развивая их память, не формирует системы внутренних мотивов учения как основы для целенаправленного развития мышления, оно слабо прививает учащимся навыки самостоятельной познавательной деятельности и самообразования. Традиционное обучение не учит детей учиться.
В-третьих, методы сложившейся дидактической системы содержат излишнюю долю догматического заучивания, не обеспечивают успешного формирования способов умственной деятельности и умения использовать прежние знания и опыт для усвоения нового учебного материала и решения практических проблем.
В-четвертых, традиционный тип обучения ограничивает самостоятельную познавательную деятельность учащихся, не создает условий для развития природных задатков школьников и формирования их творческих способностей.
Проблемное обучение – это такой тип обучения, при котором преподаватель участвует как эксперт в решении вопроса, актуального для жизнедеятельности учащихся. При решении этого вопроса осуществляется сочетание самостоятельной поисковой деятельности, обращения к актуальному социальному опыту и современной науки с усвоением готовых выводов науки, происходит обсуждение и оценка решения вопроса. Правильных решений может быть несколько. Критерием оценки выступает степень разрешения актуального вопроса жизнедеятельности учащихся.
Рациональное познание основано на экспериментальном исследовании действительности. Эксперимент (образовано от греческого слова: ἐμπειρία; латинского слова: experientia — проба, опыт) - это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности.
Одной из актуальных проблем современного образования является привлечение учеников к познавательной деятельности для решения основной задачи: формировать нравственную личность учеников. Именно поэтому необходимо осуществить кардинальный переход от информационно-объяснительного подхода в обучении к деятельному, направленному на формирование у учеников умения учиться, познавать мир. Большую помощь для реализации такого подхода дает именно эксперимент.
Исследователь наблюдает, делает выводы. Опираясь на вывод, проводит следующий эксперимент. Затем или в ходе этого эксперимента обсуждает с другими людьми, оценивает наблюдаемые изменения в объекте познания. Получает оценку других, отвечает на их вопросы и комментарии. Важным условием рационального познания является соблюдение участниками дискурса и оценки объекта познания нравственного правила III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3), ни мыслью (М), ни словом (С), ни делом (Д); созидать для себя, соседе, среды обитания мыслью, словом, делом.
Возникновение человеческого опыта обеспечивается экспериментальным путем. Закрепляется с помощью обсуждения и оценки с другими людьми в безопасных условиях (соблюдение нравственного правила III-C). Это позволяет развиваться человечеству не только в техническом и технологическом отношении, но и в гуманном. Ибо многие технические изобретения в первую очередь применяются для летальной войны, грабежа и массового убийства. То есть познание, без соблюдения нравственного правила III-C, приносит вред человечеству.
Поэтому основой перспективной концепции образования будущего (Образование Будущего) является обучение и соблюдение всеми участниками познания нравственного правила III-C. Это важно для гуманного употребления получаемого опыта и его передачи другим людям.
Далее это познание должно носить экспериментальный опытный характер. Нужно перестать давать готовые знания и тестировать их усвоение. Это варварство и педагогическое невежество должно стать реликтом истории.
Важную роль в образовании играет трудовое воспитание. Это процесс организации и осуществления трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания ответственного, добросовестного отношения к порученному трудовому заданию.
Трудовое воспитание ребенка начинается с вовлечения ребенка в выполнение трудовых обязанностей. Трудовое воспитание тесно связано с бытом, интеллектуальной и технической подготовкой, сельскохозяйственной деятельностью. Учащийся должен в школе получить трудовую квалификацию, освоить первую и вторую ступени рабочей специальности.
Физическое воспитание и здоровье детей обеспечивается физическим воспитанием, спортивной подготовкой. Важно открыть в каждой школе секций самбо. Каждый ученик должен обладать навыками самообороны без оружия, получить юношеский спортивный разряд по самбо.
Интеллектуальное воспитание реализуется путем формирования привычки к интеллектуальному труду, к которому относится привычка читать художественную и научно-популярную литературу. Также важна и привычка писать от руки рукописные статьи, рефераты, обзоры и доклады. Обучение и поддержание умений каллиграфии играет важную роль в интеллектуальном воспитании и обучении.
Этическое воспитание основано на формировании нравственной привычки поступать по совести, не причинять вред себе, другим людям и среде обитания, созидать для других людей.
Результаты познания должны обсуждаться, оцениваться участниками познания, рассматриваться с позиций практического созидательного применения в интересах других людей, носить общественно полезный и нравственный характер. Традиционная система внешнего оценивания учеников за решение поставленных задач должна быть дополнена системой оценок: оценка учеников учителем; оценка учителя его учениками. Многоплановость оценок отражает ризоморфный (нелинейный) характер процесса познания и формирования рационального нравственного мышления. Данная задача поставлена Президентом России в его Указе № 809 от 09 ноября 2022 года – воспитать, обучить нравственного гражданина Российской Федерации, который не будет вредить себе и другим людям, среде обитания; будет созидать для других людей.
Концепция Образования Будущего 10 лет используется в педагогической практике институтов Академии экосоциальных технологий. Получен положительный опыт, который использовался при обосновании содержания следующих Указов Президента Российской Федерации:
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400.
Указ Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В настоящее время Концепция Образования Будущего отражена в содержании проекта Плана мероприятий по исполнению Указа Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Вывод
Образование Будущего (обучение познанию и практика познания) носит экспериментальный, прикладной социально-направленный созидательный, дискурсивно-оценочный и нравственный характер. Действующее федеральное законодательство в сфере образования нуждается в концептуальном изменении, обеспечивающим примат духовного над материальным.
Направления концептуальных изменений образования в Российской Федерации, СНГ и других дружественных стран и союзов России:
Придать обучению и воспитанию нравственное координирующее начало.
Обучение должно носить экспериментальный, прикладной социально-направленный созидательный, дискурсивно-оценочный и нравственный характер.
Каждое учебное заведение должно иметь учебно-производственные мастерские и предприятия. Дети должны приучаться к физическому труду, и получать за результаты своего труда морально-психологическое и денежное вознаграждение. Привычка трудиться составляет основу человека будущего. Итогом общего среднего образования должно стать получение квалификации помощника рабочего и труженика сельского хозяйства, охотника, рыболова и так далее.
Оценки результатов и уровней образования должны быть многоплановыми, включать себя индивидуальные, групповые и коллективные оценки. Тестирование как метод оценки уровня образования не может быть итоговым методом контроля. Он утратил свою адекватность и актуальность еще в XX веке.
Объект познания подвергается экспериментам в условиях соблюдения нравственного правила III-C. Результаты эксперимента обсуждаются, оцениваются всеми участниками познания с привлечением внешних экспертов и масс граждан. Экспериментальный опыт человека составляет основу его рационального нравственного мышления.
Российское государство и общество, исполняя Указ Президента России № 809 от 09.11.2022 года, вступило на нравственный путь. Технологическое обеспечение этого процесса разработано и уже внедряется в разных регионах Российской Федерации. Пример исполнения Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года всем регионам России показали государственные органы власти и региональное сообщество Ханты-Мансийского автономного округа. В едином порыве они разработали План мероприятий исполнения данного указа в автономном округе. Создали учебно-методический комплекс в систему повышения квалификации государственных служащих автономного округа по духовно-нравственным и интеллектуальным основам государственной службы.
Это первые основательные шаги в стране по практическому исполнению Указа Президента России № 809 от 09.11.2022 года в сфере образования.
18.04.2024
А.М. Сафиоллин
Институт нравственной культуры